Только насколько достоверно,что установили именно жители в 20 веке? Несколько лет назад нашу экспедицию жители села буквально с пеной у рта убеждали,что вал городища насыпан в 50-ые годы 20 века для устройства летнего стойбища коров. Все это было бы похоже,но городище описано в 19 веке. С другой стороны, бывают случаи удревления явно современных артефактов.
Ausra, конкретно эти менгиры поставлены уже современными жителями села возле клуба и памятника павшим в ВОВ. При чем 2 стоят, а третий валяется за клубом - ждет своего череда. Очень бы хотелось научится читать историю по этим камням
Поправка: нет никаких достоверных сведений о новопоставленности этих двух менгиров. Их наличие в количестве 3 штук описано в путеводителях 100-летней давности.
Другое дело - что 3-й менгир ныне свален (предположительно, при рытье канавы), и местные жители хотят его установить опять. Но о том, что и другие два когда-то были завалены, ничего не известно. Вполне вероятно, что они поныне стоят так, как ранбше.
А могилу советских воинов умышленно устроили у менгира: (1) по традиции почитания менгира и (2) чтобы не потерять захоронение.
Камень,вертикально стоящий на месте,где нет вокруг камней.В естественных условиях подножье было бы усеяно камнями. Да и постановка -На "попа" крайне неустойчивая и может возникнуть разве что пр выветривании(опять должны быть осколки) Назначение менгиров в течение многих веков оставалось загадкой, поскольку практически ничего не известно ни об общественной организации, ни о религиозных верованиях, ни о языке их строителей, хотя известно, что они погребали своих мёртвых, занимались сельским хозяйством, изготавливали глиняную утварь, каменные орудия и ювелирные украшения. Существовали мнения о том, что друиды использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях либо в качестве межевых столбов или элементов сложной идеологической системы.
Менгиры могли использоваться для самых различных целей, которые на сегодняшний момент неизвестны и, возможно, уже не будут определены. Среди вероятных назначений культовые (ритуальное ограждение иных сооружений, символика центра, определение границ владений, элементы ритуалов перехода или плодородия, фаллическая символика), мемориальные, солярно-астрономические (визиры и системы визиров), межевые. Зачастую последующие народы повторно использовали менгиры в своих культовых и иных целях, производя дорисовки, правки, нанося свои надписи и даже меняя общую форму, преобразуя в идолы
Если выветривание привело к отколу небольших валунов (что нетипично: обычно ветер и дождь вымывают камень понемногу, почутьчуть) - селяне вполне могли использовать обломки в хозяйстве.
Это известняк. Он подвержен выветриванию достаточно хорошо, чтобы в его массивах возникали карстовые явления. Соответственно, отдельно стоящая статуя также могла пострадать от выветривания.