«Рунный посох – 2008»:
первые итоги
По завершении второго фестиваля мне как организатору имеет смысл подвести его итоги.
Первое и главное: фестиваль состоялся, состоялся несмотря ни на что. Ни семейные обстоятельства, ни проблемы с финансированием, ни даже потери личного состава не остановили намеченного дела.
То есть общий итог – позитив. А теперь подробно о деталях.
Изменилась представительность фестиваля: относительно прошлой российско-украинской среди участников концерта сузилась до Украины, а в горно-лесной части расширилась ещё и на Беларусь.
Что из этого следует? Действительно ли электрический концерт в зале – отмирающая часть нашего фестиваля? Лично у меня складывается впечатление, что так оно и есть. И концерт нужно либо поднимать до открытой (и бесплатной для зрителей) площадки, либо менять формат на акустический, вплоть до песен под бандуру у костра. Выбор между «Рапаной» и лесной поляной будет обусловлен, в первую очередь, нашими успехами в поиске щедрых спонсоров «Рунного посоха – 2009».
Если же говорить об успехах в обживании лесных полян, то могу сказать следующее. Во-первых, лесной воздух чище деревенского (про городской молчу). Лесники понятней и предсказуемей хозяев частных подворий, а сам лес неизмеримо просторней этих самых подворий. Отсутствие розеток в лесу мы преодолели мощным бесперебойником. Вывод по месту: будем и дальше располагаться под сенью дубрав и грабинников; быть может, и в том же месте, где и в этот раз.
Теперь о составе участников. Большой плюс: на празднике стало меньше случайных людей. Приехали только те, кому действительно было интересно то, чем мы занимаемся. Остались только те, кто заинтересовался участниками и мероприятиями фестиваля. Любители попить водочку за загородочкой этим летом отправились в другое место. Каждому своё.
Как следствие, в этот раз появились основания говорить уже о коллективе участников, большинство из которых за три дня успели познакомиться и сдружиться. Общий интерес, общие идеи способствуют единению людей – даже если эти люди представляют не очень дружественные меж собою структуры.
Так, организацию и руководство фестивалем взяли на себя представители севастопольского отделения общины «Порубежники». Помощь оказали друзья из киевской общины «Перунова рать». На концерт прибыли корреспонденты из «Руського Православного Кола» и от околофутбольных интернет-СМИ далёкого Томска. На горно-лесной площадке развили бурную деятельность представители феодосийской общины, принадлежащей ДЦ «РВ РПВ». Книжную составляющую фестивального торжища укомплектовали «Объединение родноверов Украины» (Киев) и содружество «Славия» (Москва). И так далее…
Да, конечно, представители каждого течения стремились показать в наиболее выгодном свете именно своё направление в родноверии. Но до драк и брани дело не доходило; всё решалось корректно и конструктивно.
Единственное, что несколько огорчило меня как организатора, – это склонность некоторых людей, заранее предлагавших помощь, исчезать за месяц-два до фестиваля и появляться уже в первый фестивальный день, чтобы снимать сливки, ведя свою пропаганду на готовом собрании. Что ж, любителей ездить на чужой спине хватает и в нашем движении… Впрочем, такие существа на фестивальной площадке не задерживались.
Теперь о собственных удачах и неудачах, успехах и неуспехах.
Удалось найти интересных и талантливых музыкантов (в 1-ю очередь здесь отмечу симферопольскую группу «Verlibena»). Не удалось – привлечь достойное этих музыкантов количество зрителей. Сказались и просчёты в рекламной кампании, и наложение во времени нашего фестиваля на бардовские «Балаклавские каникулы» (перетянувшие большую часть внимания местных СМИ) и на тяжелороковый фестиваль на евпаторийском «Солнышке» (перетянувший изрядную долю потенциальных зрителей). Сыграла свою роль и реанимация «Археологии» в нынешнем году, да ещё и с обещанным бесплатным концертом лучших фолк-рок-групп России.
Удалось привлечь мастеров, желающих продавать произведения своего искусства, а также книготорговцев. Не удалось обеспечить достаточное количество покупателей, чтоб их товар полностью разошёлся. Однако, знакомство севастопольского и крымского читателя с лучшими книгами о родной вере и о славянском культурном наследии состоялось. Надеюсь, к третьему фестивалю оно перерастёт в устойчивый спрос.
Парадоксально закончилась попытка организаторов фестиваля «окультурить» горно-лесную часть. Мы даже успели договориться о приемлемых ценах с хозяевами подгорненского места отдыха ООО «Красный камень», но водитель заказанного нами микроавтобуса не рискнул ехать до намеченного места. Уже потом мы узнали о существовании объезда, проходимого для этого транспортного средства… а так, оказавшись с тяжёлыми сумками вдали от цели, были вынуждены развернуть лагерь в ближайшем лесу.
Впрочем, лагерь получился вполне достойный: с костровой поляной, с местами для занятий рукопашкой, хореографией и музыкой, со всеми положенными опознавательными знаками… Было даже электропитание от мощного бесперебойника.
Закономерный результат – успешное проведение всех семинаров и мастер-классов. Точнее, всех тех, чьи ведущие смогли приехать.
К сожалению, не смогла выступить этнограф Ядвига Чайка, попав вместо фестиваля на операционный стол. И теперь уже никогда не выступит на семинарах… К сожалению, не смог приехать рязанский травознай Андрей Гаврилов: всё бремя заботы о Ядвиге легло на него. К сожалению, задержался в служебной командировке Правовид Лис. К сожалению, не приехал харьковский боец и юрист Огнеслав…
Зато смогла провести свой двухдневный семинар Верея. Зато блестяще организовал мастер-класс по лозоходству Олег Перетятко. Зато феодосийские гости рассказали о лечении Живой и о базовой технике славянских единоборств…
О семинаре по славянским единоборствам от феодосийца Беловита – особый разговор. Тема, безусловно, нужная и важная, философия подходящая, техника красивая… почти как айкидо. Да, собственно, именно такое впечатление произвело направление рукопашного боя от Феодосийского центра развития славянских единоборств: айкидо, адаптированное под славянскую анатомию. Только вот показано это было настолько мягко, будто речь о технике не уличного и даже не спортивного, а сценического боя – зрелищного, эффектного… но не эффективного. Быть может, Беловит опасался причинить боль партнёру; быть может, дело ещё в чём – но выглядело именно так.
Зато подлинным триумфом Беловита стало представление коллекции шаманских музыкальных инструментов: чаш и варганов. Их звуки с первого же дня горно-лесной части помогли участникам фестиваля настроиться на нужный лад. (Без ложной скромности добавлю, что посохи дождя из нашей коллекции были встречены с не меньшим интересом. Пора налаживать производство. J)
Да, если уж говорить о личном вкладе организаторов, то Перкияра Неясыть оригинальным и весьма доходчивым способом – хореографическим мастер-классом – представила участникам (точнее, в основном, участницам) фестиваля Старший Футарк. Весь остаток фестиваля Перки была занята гаданием на рунах.
Мне же вполне удалась беседа о богорождении в частности и о нашем смысле вообще – это как ведущему. А как ученику – удалось занятие по лозоходству. Признаться, даже не ожидал обнаружить в себе такие способности.
Из-за необходимости срочного отъезда некоторых участников пришлось свернуть соревнования по метанию ножей и топоров. Фактически, турнир превратился в тренировку. Но тренировка эта вызвала подлинный восторг пришедшей молодёжи (начиная от 8-летнего возраста). Надеюсь, каждый из участников дополнит свой гардероб остро заточенным элементом национального костюма. В конечном счёте (да простят меня соратники), нож важнее вышиванки.
Ещё большой энтузиазм вызвали прогулки к памятникам природы и археологии: к Скельским менгирам, к Дереву-свастике, к Чёрному ключу, к Перунову дубу… В каньоне Узунджи такая прогулка спонтанно превратилась в экологическую акцию по очистке местности от мусора, оставленного нерадивыми отдыхающими. Всё логично: раз уж мы часть природы, то заботимся о целом, о своей земле, о Родине.
И, конечно, заботимся друг о друге. Идеи взаимопомощи, общинности, совместной деятельности активно обсуждались участниками. Некоторые мысли и предложения оказались настолько интересными, что реализовать их мы попытаемся уже в ближайшем году.
И третий фестиваль, намеченный на лето 2009-го, будет уже не столько самостоятельным мероприятием, сколько отчётом и обменом опытом тех, кто весь этот год неустанно трудился на ниве славянского национального возрождения и достойного продолжения родной традиции.
Богудан Змий, директор фестиваля «Рунный посох»
|