Рязанская земля принадлежит к тому типу русских земель, чья история теряется в глубинах веков, а корни произрастают из неславянских культур. До конца 1 тыс.н.э. Рязанское Поочье населял народ, оставивший после себя памятники в виде огромных грунтовых могильников - эта культура так и называется культурой могильников рязано-окского типа. Большинство исследователей читало, что население это родственно современной мордве и полностью русифицировано к 17-18 веку. В настоящее время появляются сторонники тюркоязычной принадлежности мещеры - именно под таким именем известно местное дославянсское население русским авторам 12-17 веков.
В 10-11 веках территория края заселяется славянами. Процесс ассимиляции местного населения был более интенсивен в западной части региона, постепенно ослабевая к востоку. После потери Рязанским княжеством самостоятельности в 1521 году начинается новый этап в истории края: на рязанскую засеку переселяются служилое население из других регионов Московии. Еще один крупный миграционный поток связан с расколом русской православной церкви, когда Рязанщина становится прибежищем для сторонников древле-православной церкви.
В традиционной духовной культуре рязанского региона нашли отражение все этапы заселения края.
Несмотря на христианизацию, завершившуюся в 18 веке, в сельской местности в обрядах и верованиях рязанских крестьян сохранилось много дохристианских представлений. В рукописи «Поучения противу прелестей христианских…», составленной не позднее начала 19 века одним из старообрядческих наставников Рязанщины, упоминается целый ряд богинь, которым поклонялись местные крестьяне (Куляда, Чама, Азарава, Вырьава).
Женские образы рязанской мифологии можно разделить на три уровня.
Первый уровень это богини, живущие вне земного мира («этого света»): они судьбоносны,
ведают жизнью и смертью. Второй уровень- это богини, властвующие над природными силами. Третий уровень – это мелкие божества, достаточно слабые и поэтому имеющие крайне ограниченную зону влияния.
Первый уровень.
Божья мать. Образ Богоматери выходит за рамки канонического христианского образа, несмотря на то, что он окружен православной символикой. Мать Божья рязанских сказаний – мать двух демиургов - Бога и Сатанила, создавших мир. Она руководит собором всех божьих матерей, называемых в духовном стихе по иконам:
Как в святую ту ли пятницу,
Собиралися матушки Божии:
Чтоль Казанская сы Почйскую
Сы Смоленскаю Быгалюбскыю-
Сыбралося двунадесять матушек.
Выходила к ним их Матерь Божия,
Матерь Божия Всезаступница
Поскольку образа Богоматери Всезаступницы я не нашла, можно предположить, что это чисто рязанский, определяющий мать всех богов. В ряде заговоров Матерь Божия носит имя Ангии (Матерь Божия Ангия), что сближает ее с Анге-патяй, Великой богиней мордвы. Так же как она, Божья мать держит пчельник, прядет пряжу, каждая нить - судьба.
В канун Рождества она открывает небо и подводит души еще неродившихся детей для выбора будущей семьи. Она же спускается с неба за душой умершего, вынимая ее из тела. В этом отношении Божья мать сближается полностью с образом Смерти.
В крестьянских представлениях центральной части Рязанской области Смерть представляется высокой женщиной. Сюда же относится и образ Кулемы (Кулемань-ава, смерть).
Прослеживается и связь Божьей матери с землей. Местные крестьяне считали, что у человека три матери: Божья Мать, давшая душу, матушка Земля, давшая тело, и родная мать, родившая его. Любое неоправданное действие по отношению к земле считалось грехом. Упадешь – проси прощения, что зашиб; на свадьбах плясать нельзя – земле больно; без надобности копать землю – наживать себе болячки.
Близко к образу Божьей матери подходит образ Коляды (Куляды) – второго женского божества, имеющего, видимо, славянские корни. Коляда покровительствует женским работам. По местным представлениям, она сторожит ворота на том свете, наказывает детей, которые не помогают матери по хозяйству. Образ Коляды во многом зооморфен, что подтверждает ее архаичность.
Женские образы второго уровня.
К ним следует отнести святую Праскеву Пятницу, несущую на себе общерусские черты: покровительница женской работы, покровительница водных источников. Так же как и по всей России, от крестьянок особенно требовалось почитание пятницы. Местное население считало, что после смерти человека на том свете встречают святая Пятница и святая Среда, которые определяют его дальнейшую судьбы.
От древнего местного пантеона сохранился образ хозяйки леса - березовой девки Вирьки, Вирьавы. В уже упоминавшихся мной «поучениях» перечислены имена богинь, имевших несомненно фино-угорское происхождение: Азарава, Ведьава (окончание «-ава» в данном случае указывает на половую принадлежность божества – женщина)…
К этому же уровню, а не к низшим мифологическим персонажам, следует отнести образы духов леса поля, тесно связанные с водой.
Русалка - общерусский термин, появившийся в 16-17 веках и заменивший имена аутентичных мифологических персонажей. В центральной части Рязанщины мы различаем омутниц (собственно русалок, живущих в воде), Чамку (существо, обитающее в лесу и поле) и Аленку (существо, обитающее до августа в поле, а потом уходящее в воду).
Праздник проводов русалки, приуроченный к Троицкому циклу сохраняет в себе элементы древних обрядовых действий (вождение коня, ряжение, процессия, сопровождаемая громким стуком в печные заслонки). В ряде сел наблюдалась ритуальная трапеза(молочная каша)которую варили всем миром)и выпечка особых антропоморфных фигурок.
Общерусское распространение имеют анчутки. Однако для Рязанской земли анчутки имеют вполне определенную характеристику. В центральной части края это существа женского пола (хотя встречаются и мужского, но информация об этом попадалась всего два раза). Анчутки заманивают подвыпивших путников в болото или лес. Во время службы в церкви (по праздникам богородичного цикла) анчутки устраивают веселые хороводы и гулянья. В зимние святки поют в лесу. Любят заглядывать в крестьянские дома и пить из незакрытых крышкой ведер, стаканов воду и молоко. Образ Бура Яги, которая скачет на черном коне и живет в чаще ,близок к образу марийской Овды и русской Бабы Яги.
Женские образы третьего уровня.
К этой категории следует отнести локально встречаемых духов, таких как верженец - привидение в виде женщины очень высокого роста; полуденцы - они подкрадываются к работающим в полдень и ударяют по голове...
Во второй половине 19 века в селах и деревнях рязанской губернии, как и по всей России, возникают школы разный уровней: церковно-приходские, земские, народные училища. С распространением грамотности в регион проникают образы, чуждые местному духовному миру: это в основном герои сказок: Кощей бессмертный, кикимора и т. п. Еще большую сумятицу внесло в мифологию рязанского крестьянства радио, кино и впоследствии – телевидение. Традиционные образы затушевываются, дополняются чертами киногероев. И с каждым годом все труднее вычленить под этим голливудским гримом реальные черты мещерских богинь.
|