Пятница, 29.03.2024, 02:46
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Наши статьи [8]
Творчество оргкомитета фестиваля и лиц, к нему приближённых :)
Отзывы и рецензии [6]
О нашем фестивале, о его участниках, организаторах, друзьях и гостях; о других наших делах и замыслах.
Статьи других авторов [13]
В эту категорию входят статьи, написанные людьми, не причастными к нашему фестивалю, но имеющие отношение к его тематике.
Наш опрос
Как Вы нас нашли?
Всего ответов: 912
 Каталог статей
Главная » Статьи » Рунный посох » Статьи других авторов

Мещерские травознаи
Человек с древнейших времен  использовал для своих нужд растительные богатства окружающего мира. Тысячелетиями передавались из поколения в поколение рецепты лекарственных снадобий. В крестьянской общине по своему статусу травознай приравнивался к «знающим» (сюда относились колдуны, повитухи, коновалы, кузнецы).
 
Травознаями становились либо по наследству («бабка занималась, мать травами лечила»), либо по способностям. Иногда это происходило с появления во сне Богородицы или Параскевы-Пятницы, которая открывала посвящаемому секреты мастерства. С 30-х годов ХХ века начинается период упадка травознайства: колхозники начинают широко пользоваться аптечными средствами, собирая и используя для своих нужд лишь ограниченный набор трав.
 

Практическая деятельность травозная в 19 – начале 20 веков состояла из нескольких  этапов.

1. Подготовка к сбору трав.

2. Сбор трав.

3. Сушка и изготовление разного рода снадобий.

4. Лечебный процесс.

Прежде всего, определялась готовность (поспелость) растительного материала к сбору. Существовали приметы, помогающие определить степень спелости той или иной травы. Кроме того, травознай определял «день именин» травы, когда трава наиболее целительна. Большое значение при подготовке имело определение точного времени заготовки: одна и та же трава, взятая  на одном и том же месте но в разное время, имела иногда совершенно противоположные свойства. Экипировка охотника за травами включала в себя: железный нож, холщовые мешочки для кореньев, большой короб для трав, серебряное кольцо, красная нить. Отправляясь на сбор, травознай обязан был быть чист телом: обязательно мылись, обязательно одевали чистую одежду. В начале 20 века сбор трав можно было проводить обутым, но по рассказам, в более глубокую старину обязательно надо было подходить к траве босиком. Женщинам запрещалось собирать травы во время месячных, в течении 40 дней после родов и 40 дней, если в семье кто-то умирал. В старинных травниках говорится, например, что за три дня до сбора святой вербы нужно было вести себя следующим образом: “…а был бы чист за 3 дни, и не гневен, и податлив ко всякому требующему от него”.

 Сбор трав являлся сложным, растянутым по времени, причем от точности соблюдения пунктов этого обряда зависело качество лечебной травы. Отправляясь за травами, знающая просила помощи у Матери Божьей; при выходе из дома необходимо было положить на край стола ломтик хлеба, посыпанный солью, и пригласить всех чистых встать на защиту благого дела – сбора трав. При подходе к месту сбора трав – лугу, лесу, необходимо было поклониться поясно и попросить разрешения у Матери – Земли на сбор трав: «Свята мати Земля! Ты всем травам мати, древам мати! Родишь ты их по божьему разумению. Помилуй мя, грешную рабу имярек, благослови мати от земли травы сбирати. от Бога зелие, от земли корение». Сбор каждой травы начинался с того, что перед растением травознай преклонял колени и просил у травы дозволения взять ее на лекарские нужды. Старинные травники рекомендовали при этом окружить траву кольцом, дабы обезопасить зелье от влияния злых сил. Кольцо – круг прочерчивался на земле посолонь ножом. Иногда растение очерчивалось серебряным кольцом на красной нитке. По окончании приготовления можно было срывать растение. При этом сборщик должен был либо читать без перерыва особый заговор, либо одну из трех молитв: «Отче наш», «Днесь спасению нашему начаток», «Сон Богородицы» со специфическим окончанием. Сорванная трава пронималась либо через серебряное кольцо либо через часть березового ствола с дуплом. Также поступали и с выкопанными корнями.

Особое внимание обращалось на сушку трав и кореньев. Стебли травы связывались в пучки, сушились без света на чердаке. Корни старались высушить в погребе либо опять же на чердаке. После того, как трава высыхала, эти пучки развешивались в сенях.

Особенность старинных рязанских рецептов заключается в том, что приготовление снадобья опять таки происходило согласно строгому ритуальному сценарию. Для приготовления определенного отвара могли использоваться ключевая вода, речная вода, квас, молоко. Широко применялось взваривание травы в меду. Приготовление снадобья также сопровождалось заговорами и угощением помощников: в красный угол ставился стаканчик с медом, накрытый кусочком хлеба. К сожалению, значительная часть старинных рецептов передавалась в изустной форме от одного травозная к другому: сборников рецептов-травников почти не сохранилось. Использовать же те травники, которые дошли до нас, иногда крайне затруднительно из-за своеобразных названий растений: что, например, могут означать котовы муде (котовы шулята), куреп, парамон (паримой, артамон, поромон), царь-мурам.

К сожалению, в наши дни все меньше и меньше остается народных целителей, соблюдающих  поконы старины глубокой. Несколько лет назад умерла одна из последних Знающих – Марфа Михайловна. Горьким упреком в наш адрес звучат ее слова: «Эт цто за целители? В лес идеть – не поклонится, в поле ступат – не помолится. Наматерится, нажрется – грязнай, нечесаный идеть за травами…Как сену накосит, побросат…кыпятком залил – пей…Нету самого главного, без цего Травушка не добро даеть, а непотребство одно: нету Святости…» Возродить святость в травознайстве, вспомнить поконы, - наша задача.

Категория: Статьи других авторов | Добавил: Богудан (14.07.2008) | Автор: Александр Николаевич Гаврилов
Просмотров: 1507 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
    Другие наши ресурсы
    Рунный посох: сообщество на Liveinternet.Ru
    Наши партнёры
    Віче: рідновірський інформаційно-аналітичний ресурс: офіційні документи, інтерв'ю, статті, новини, творчість, крамниця, буде, web-конференції, фоторепортажі, контакти. Славянская Библиотека: книги, статьи, языческая музыка разных стилей, клипы языческих музыкальных коллективов, видео, ссылки, юзербары, Вече. Чертоги Велеса: книги, статьи, форум. Славянский мир Общество Белые Традиции Сообщество Солнцеворот Возрождение Ведической Культуры Славяно-Ариев Славнская Читальня Община Пранавед Содружество Природной Веры Славия Украинский Правый Портал НС Прямая Линия Ведическое Информационное Агентство Мидгард-ИНФО
    Участники фестиваля
    Другие праздники
Статистика